Разговоры во время движения за рулём автомобиля – будь то телефонные звонки или беседа с пассажиром – ограничивают способности водителя пользоваться языком, то есть говорить "по-человечески", а также воспринимать, осмысливать и запоминать речь. К такому выводу пришли американские психолингвисты под руководством профессора Гэри Делла (Gary Dell) из университета Иллинойса.
О том, что болтовня за рулём мешает адекватно вести машину, хорошо известно. А Делл и его коллеги решили показать, что верно и обратное: "Можно подумать, будто говорить и понимать речь очень легко. Но это не правда. Данная, требующая концентрации внимания деятельность не должна конкурировать с другими задачами, такими как вождение автомобиля", – убеждён профессор.
Как сообщается в пресс-релизах университета (1, 2), в эксперименте приняли участие 96 пар "водитель – собеседник". Опыты проводились на автомобильном симуляторе. Испытуемые должны были в наушниках прослушать короткие истории из трёх-четырёх предложений, которых они никогда не слышали раньше, а затем с максимально возможной точностью пересказать их своим партнёрам, находясь рядом с ними на сиденье или говоря по телефону из другого помещения.
|
Тренажёр ISL Driving Simulator представляет собой установленный стационарно автомобиль марки Saturn. Сидящий за рулём может совершить виртуальные поездки, наблюдая за происходящим вокруг машины на трёх экранах (фото Beckman Institute for Advanced Science and Technology). |
После тестов на симуляторе участников опыта попросили вспомнить услышанные истории. Оказалось, что если добровольцы сидели в "неподвижной" машине, они справлялись с пересказом примерно одинаково хорошо. Но как только виртуальный автомобиль начинал "ехать" и дорожная обстановка усложнялась, например нужно было преодолеть перекрёсток, водители терпели поражение. В среднем они вспомнили на 20% меньше информации, чем им было рассказано.
"Это исследование показывает, что различные аспекты языка отправляются в ад, когда вы за рулём", – считает психолог Артур Крамер (Arthur F. Kramer), помогавший коллегам в данной работе. "Впрочем, если разговор действительно важен, водитель, вероятно, сосредоточится на беседе, а качество вождения будет страдать, и наоборот", замечает Делл.
"Управление машиной оказало негативное воздействие на пересказ истории, а также процесс её осмысления и кодирования в долговременной памяти", – заключили психолингвисты в статье, опубликованной в журнале Psychonomic Bulletin & Review.